Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.п.Зебир-Юрт"

zebir-urt@mail.ru
8 965 955 55 79
с 9:00ч до 18:00ч 
Понедельник-Суббота
 
 
 
 
 

Духовно-нравственное воспитание

 

Ислам против коррупции

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) проклял того, кто предлагает взятку, и того, кто берёт взятку, и того, кто является посредником при ее передаче.

Прошлый 2013 год многим россиянам запомнился широкомасштабной борьбой с коррупцией. Это и многомиллиардные дела «Оборонсервиса» и «Росагролизинга», скандальные разоблачения во многих министерствах и ведомствах, аресты и уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновни-ков как муниципального, так и регионального и даже федерального уровней. Из-за этого у многих граждан нашей страны сложилось впечатление, что Россия является лидером по коррупционным де-лам и хищениям государственного имущества должностными лицами. Однако коррупционные скан-далы в других странах, например в Испании и Турции, явно продемонстрировали, что коррупция – это болезнь современного общества без привязки к конкретной территории или этносу. Никуда она не исчезла ни из католических и протестантских стран ЕС, ни из стран, где 99% населения составля-ют мусульмане.

Согласно Священному Корану любое неправомерное присвоение чужого имущества является гре-хом. И тем более грехом является подкуп должностных лиц.

وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُوا بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُوا فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالْإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿١٨٨

«Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем», - говорит Всевышний Аллах в Священном Коране.  Сура «Аль - Бакъарат», 188 аят.

В другом аяте Всевышний Аллах рассказал о коррупционной практике прежних поколений и преду-предил мусульман, чтобы они не совершали подобных ошибок:

وَتَرَىٰ كَثِيرًا مِّنْهُمْ يُسَارِعُونَ فِي الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَأَكْلِهِمُ السُّحْتَ ۚ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ﴿٦٢﴾ لَوْلَا يَنْهَاهُمُ الرَّبَّانِيُّونَ وَالْأَحْبَارُ عَن قَوْلِهِمُ الْإِثْمَ وَأَكْلِهِمُ السُّحْتَ ۚ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَصْنَعُونَ ﴿٦٣﴾

«Ты [воочию] видишь, что многие из них (т.е. представителей прежних верований) стараются прев-зойти друг друга в грехе, вражде и поедании запретного. Мерзко то, что они совершают! О, если бы раввины и ученые мужи удерживали их от греховных речей и запретной пищи! Мерзко то, что они вершат!».   Сура «Аль - Маъидат», 62 – 63 аят.

Есть целый ряд хадисов, в которых Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) гневно осуждает взяточничество. Например, в Муснаде Ахмада ибн Ханбаля приводится следующий хадис: «Да проклянёт Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом». В тексте данного хадиса используется арабское слово «ришва», которое переводится как взятка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал и на чудовищные последствия коррупции для госу-дарства и общества: «Нет такого народа, в среде которого существует взяточничество, и который не впал бы в ужас и страх».

Как передает Хасан аль-Басри, у сынов Израиля был такой обычай: направляясь в суд, обе стороны несли в подоле взятку, и прежде чем зачитывался приговор, показывали взятку судье. В результате судья выносил приговор в интересах того, чья взятка была дороже и ценнее.

Однако в последнем приведенном аяте используется не слово «ришва», а  арабское слово «сухт». Согласно мнению сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибн Масъуда, следует отличать сухт от обычной взятки. «Сухт» означает взимание платы за оказание помощи в противозаконной деятельности, что целиком соответствует современному определению коррупции: «Коррупция – преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных пол-номочий для личного обогащения».

Коррупция является одним из серьезных преступлений среди целого перечня запретных шариатом экономических операций,  таких как ростовщичество, торговля спиртным или свининой. Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечёт за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки. Стержнем коррупции является взяточничество.

 Взяточничество – это вид преступления, которое можно определить как общественно опасное дея-ние, совершающееся представителями власти и должностными лицами благодаря их служебному по-ложению и вопреки интересам службы. Это злоупотребление властью с использованием служебных полномочий. С точки зрения шариата греховным является как дача, так и получение взятки. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) проклял того, кто предлагает взятку, и того, кто берёт взятку, и того, кто является посредником при ее передаче. Известно, что закон Ислама очень суров в отношении воровства, совершаемого обычными людьми. Тем более тяжким преступлением является кража, если она совершается должностным лицом, которому вверено управление большим количест-вом людей.

Абдуллах ибн Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Взявший на себя обязательство руководить десятью людьми и выносящий среди них реше-ния, которые нравятся им или нет, в Судный день будет приведён на Страшный суд с закованными в цепи руками. Если выносил решения справедливо, не получал взяток, не причинял зла, руки будут освобождены. Если же выносил решения, идущие вразрез с велениями Аллаха, получал взятки, был халатным, руки будут связаны еще крепче и его бросят в Ад. Он скатится в такую бездну Ада, что не достигнет её и по истечении 500 лет».

Этическая и юридическая системы Ислама предполагают принцип равенства и ответственности меж-ду всеми гражданами общества независимо от их положения и материального состояния. И если кто-либо замечен в данных противоправных действиях и его вина доказана, то наказание уже в этом мире должно быть неотвратимым, дабы избежать разложения общества, а также еще более мучительных наказаний в мире следующем.

Коррупция – одно из худших и опасных явлений, которые преследуют страны по всему миру. Злоупотребление силой, властью и ресурсами со стороны правительства или государственных чинов-ников затрудняет прогресс целых наций, отталкивает простых граждан и не даёт им возможность вносить вклад в развитие своего народа. Коррупции, как недугу, подвержены, к сожалению, также и многие мусульманские страны, так что не удается уйти от вопросов: «Почему в этих странах рас-пространяется коррупция?» «Потому что это мусульманские страны?» «Неужели Ислам снисходите-лен к коррупции?»

Ответ: «Однозначно, нет». В действительности, дело в том, что те мусульманские страны, которые не достаточно следуют исламскому вероучению, страдают от коррупции.

Приведённые ниже 15 хадисов показывают, как Ислам боролся с коррупцией и сделал эту борьбу частной и коллективной ответственностью для того, чтобы разоблачить и остановить любое зло-употребление силой или властью.

                                   Государственная служба – это огромная ответственность

1.      Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я слышал, как Посланник Все-вышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас – защитник, и отве-чает за то, что находится в его введении. Правитель защищает своих подданных и отвечает за них, мужчина защищает свою семью и отвечает за неё, жена охраняет дом своего мужа и ответ-ственна за него, слуга защищает своего господина и ответственен за него». Я слышал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал также: «Человек – хранитель имущества своего отца и отвечает за него. Каждый из вас является хранителем, и каждый отвечает за то, за что ему вверено заботиться».   (Бухари)

2.      Со слов Ма’къаля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Всевыш-него (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какой бы правитель ни руководил делами му-сульман, не стараясь для них и не проявляя к ним искренности, он не войдет с ним в Рай».  (Бухари, Муслим)

3.      Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Я обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Ты не назначишь меня на должность?» Он ударил меня по плечу и ска-зал: «Абу Зарр – ты слаб, а власть – это доверие. В Судный день это унижение и сожаление для всех, кроме тех, кто выполнял надлежаще обязанности».  (Муслим)

                                    Обязанность бороться с коррупцией – коллективная

4.      Абу Саид аль-Хузри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: “Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собствен-норучно, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком, а если не сможет (и этого), то – своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры”.  (Муслим)

5.      Ан-Ну’ман ибн Башир рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ска-зал: «Те, кто следует повелениям и предписаниям Аллаха, по сравнению с теми, которые попира-ют их, подобны тем людям, которые захотели занять много места в лодке. Некоторые из них сели наверху, некоторые – внизу. Когда тем, кто сел внизу, нужно было воды, они должны были под-няться и принести ее, это встревожило тех, кто был наверху. И тогда те, кто сидел снизу, сказали: «Давайте сделаем брешь в нашей части лодки, чтобы доставать воду и не будем беспокоить тех, кто над нами». Если бы люди, находившиеся в верхней части, позволили так сделать, то это бы погубило всех на корабле, а если бы остановили их, обе стороны спаслись бы».  (Бухари)

6.      Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Помоги своему брату там, где он поступает неправильно, или неправиль-ное будет сделано по отношению к нему». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем помочь человеку, с кем поступили неправильно. Но как мы можем помочь человеку, который поступает неправильно сам?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Удержите его от того, что он делал неправильно (от неправиль-ного действия)».  (Бухари) 

Скачать

Скачать

Скачать